5
(10)
Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Одним из самых острых вопросов, на любом предприятии, является наличие качественно обученного, профессионального персонала. Но, где их взять, если специализированные заведения образования не готовят специалистов по данному направлению? Остаётся только ориентироваться на самостоятельное обучение своего кадрового состава, под руководством опытных наставников. Безусловно, стоит обратить внимание на тех специалистов, которые способны провести качественный процесс обучения с передачей части своего опыта новым владельцам системы.

Любое обучение это в первую очередь система. Без систематизации процесса обучения невозможно передать качественно требуемые знания. Для этого, в данной статье и последующих по этой теме, я постараюсь дать основы программы производственного обучения персонала по профессии оператор линии гранулирования на пеллетных линиях. Необходимо отметить тот факт, что не стоит ожидать 100% совпадения с производственным процессом имеющегося предприятия, ведь, как отпечатки пальцев у человека индивидуальны, так и производства будут отличатся друг от друга. Даже имея сходство по материалу, набору оборудования и производительности, различия безусловно будут присутствовать. В связи с этим, в первую очередь, что потребуется сделать, так это ознакомить специалиста по обучению с полным циклом производственного процесса, включая транспортную и складскую логистику.

Понимаю, многие скажут, что у них на предприятии строгая служба безопасности и на каждом шагу заложена коммерческая тайна…. Во-первых, для профессионала, не представит труда понять все основы существующего производства с первого взгляда, а во-вторых, обучаемому персоналу, необходимы многие точечные детали процесса (тонкости процесса), которые могут повлиять на принятие правильного решения в той, или иной нестандартной ситуации. Решать, конечно, собственнику объекта но, стоит обратить внимание на максимальную закладку знаний в операторов линии, которые являются, по факту исполнения своих должностных обязанностей, владельцами производственного процесса, правда — в рамках рабочей смены и, во многом, от них зависит прибыль компании и минимизация издержек.

Что должна включать в себя программа обучения? Тут без особых изысков — должна включать в себя теоретическую и практическую часть.

В одной из предыдущей статье: Обучение персонала, как стратегия стабильности и развития предприятия, я уже затронул тему подготовки операторов линии гранулирования, представив тематический план обучения. Теперь планирую более детально подойти к рассмотрению этой темы, постепенно раскрывая каждый из пунктов плана.

Какова цель обучения?

Основной целью обучения является приобретение производственным персоналом необходимых навыков грамотного управления комплексом оборудования линии гранулирования и получение качественного продукта в заданных объёмах. Результат — планово управляемый процесс.

В основу обучения закладывается принцип сочетания теории и практики (непосредственно на объёкте) управления и обслуживания как отдельных единиц оборудования, так и взаимосвязи в комплексе, выстроенном в производственную линию, на работающем или вновь создаваемом производстве.

Уровень усвоения учебных элементов программы напрямую зависит от качественной организации собственником объекта теоретических и практических занятий, а также, возможностью проведения производственной практики. Качество усвоенного материала должно определятся на каждом этапе обучения по различным формам контроля (устный опрос, экзаменационные билеты, тесты и т.д.).

По завершению обучения, обучаемые должны пройти комплексный квалификационный экзамен по теории и практике, а также выполнить самостоятельную работу под контролем квалифицированного специалиста.

Количество учебных часов может варьироваться от восьми (рабочая смена) до сотен. Всё будет зависеть от объёма преподаваемого материала, особенностей производственного процесса, сложности и набора оборудования и уровня образования учащихся. Важно, в процессе обучения сформировать у оператора профессионально значимые личностные качества: внимание, долговременная и оперативная память, логическое мышление, наблюдательность.

Что необходимо знать оператору? Сформулируем основные направления. Итак оператор должен знать:

  • особенности и технические характеристики каждой единицы оборудования;
  • особенности технологического процесса на производственном участке;
  • расположение технологического оборудования, его взаимосвязь в линии;
  • устройство и принцип работы оборудования линии, отдельных деталей, приспособлений и механизмов;
  • правила технической эксплуатации обслуживаемого оборудования;
  • сортамент и качественные характеристики выпускаемой продукции;
  • безопасные и санитарно-гигиенические методы труда; основные и вспомогательные средства предупреждения и тушения пожаров на своём рабочем месте, участке; план ликвидации аварии (ПЛА — разработанный и утверждённый на предприятии); производственную инструкцию; правила внутреннего трудового распорядка; инструкции по охране труда и технике безопасности.

Передав значительным объёмом информации по основным направлениям, составим общую характеристику работ:

  • управление загрузкой оборудования по номинальной производительности;
  • контроль подготовки и транспортировки материала по технологической цепочке;
  • соблюдение температурных и технологических параметров работы оборудования в заданных режимах;
  • контроль за нагрузками и стабильной работой оборудования;
  • обслуживание пультов на постах управления;
  • выявление неисправностей и принятие мер по их устранению.

Итак, как видим, материал набирается в довольно большом объеме и для качественной реализации учебного модуля теоретического обучения, предполагает под собой наличие помещения под учебный кабинет, вместимостью на количество обучающихся специалистов, который должен быть оборудован:

  • посадочными местами по количеству обучающихся;
  • рабочим местом специалиста обучения, оборудованным персональным компьютером;
  • сканером;
  • принтером.

А также предполагается наличие технических средств обучения:

  • маркерная доска либо учебная;
  • проектор, экран.

Освоение материала, обучающимися сотрудниками организации, должно проходить в условиях созданной образовательной среды с отрывом от производства. В связи с этим, собственнику предприятия необходимо организовать высвобождение, на период обучения, необходимое количество сотрудников, задействованных в действующем производственном процессе. Если речь идёт о новом, ещё не запущенном производстве, то тогда намного проще подойти к реализации процесса обучения.

Вот мы и рассмотрели основные аспекты и направления профессиональной подготовки (переподготовки) персонала по профессии Оператор линии гранулирования. В последующих статьях планирую попунктный разбор программы обучения для максимального раскрытия требуемого объёма информации, если на этот материал будет запрос, который я смогу определить по количеству оценок и оставленным комментариям.

Если статья была интересной, прошу оценить по пятибалльной звёздочной системе, оставить комментарии и поделиться материалом в социальных сетях по значкам в нижней части статьи.

Много интересного в наших социальных сетях, заходи по значкам:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 10

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.