5
(2)
Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

Для начала, немного разберемся с терминологией:

Штатная ситуация — это нормальный режим работы оборудования, или технологического цикла, предусмотренный набором инструкций и иной регламентирующей документацией.

Внештатная ситуация — чрезвычайная ситуация, при которой происходит отклонение от установленного режима; нарушение, непредусмотренное регламентом, выходящее за рамки штатной.

Внештатные ситуации могут возникать как спонтанно, неожиданно, так и прогнозировано, с сопутствующими накопительными признаками.

При любом из вариантов развития событий, оператору процесса важно соблюдать спокойствие и принимать взвешенные решения по купированию отклонений, а затем их полное устранение. Ввести «безболезненно», или, по меньшей мере с минимальными потерями, ситуацию в штатный режим.

Безусловно, главным критерием борьбы с внештатными ситуациями является их недопущение, но, если уж таковые могут возникнуть, то персонал должен быть к ним готов и иметь необходимый инструментарий. Основной из них это, безусловно, подготовка.

Какими основными навыками и знаниями должен обладать оператор процесса? Попробуем ответить на данный вопрос.

Итак:

  • первое, что необходимо изучить, так это свойство материала, которое обрабатывается технологическим процессом;
  • второе — технические и технологические возможности каждой единицы оборудования, участвующее в процессе;
  • третье — меры безопасности.

Вокруг этого комплекса вопросов и создаётся система стабильного и безопасного производственного процесса. И чем глубже и в полной мере они будут изучены, тем более подготовлен будет специалист.

Важно отметить тот факт, что необходимо не просто заучить те или иные термины, требования и формулировки, выполнять последовательность операций наработанные опытом, а понимать причинно-следственную связь между протекающими процессами на каждой стадии производства. Уметь грамотно оперировать данными и вносить обоснованные корректировки.

Владелец процесса должен знать особенности и свойства материала с которым предстоит работать. Уметь проверить и подготовить оборудование. Технически правильно начать процесс производства, вывести его на оптимальные параметры, вести его и грамотно завершить процесс. При этом постоянно анализировать и держать во внимании контрольные параметры в рамках, не выходящих за пределы регламентированных, чтоб не причинить вред здоровью себе и окружающих, а также сохранить работоспособным оборудование на длительный период эксплуатации.

Естественно, некоторая часть описана в технической, технологической документации, паспортах на оборудование, инструкциях… Но, не всегда имеется возможность и главное, время, для «освежения» памяти, да и возможных внештатных ситуаций может быть намного больше, чем в прилагаемом описании того или иного нормативного документа. Следовательно, упор необходимо делать на качественную подготовку кадров.

Мировой опыт показывает, что наилучшая система подготовки кадров была основана в СССР. Для решения подобных задач, в советское время, создавались целые кластеры учебных заведений. Выделялось время на подготовку и переподготовку кадров. Ежегодно формировались приёмные экзаменационные комиссии для проверки знаний. Выдавались, или продлялись подтверждающие квалификационные документы (удостоверения).

Весь этот комплекс мероприятий был направлен на поддержания стабильности производственного процесса, а также минимизации рисков возникновения внештатных ситуаций и, особенно, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности сотрудника на производстве.

В современных реалиях, некоторые обучающие организации занимаются коучингом, предлагая следующий подход к подготовке кадров:

  • обучение — контроль — анализ — обучение

Эта модель больше похожа на тестовый вариант. Своеобразный метод достижения цели: немного дал, проверил, ещё немного дал… Как в лаборатории. Но и удивляться не приходится, ведь авторами подобных идей являются наши, так называемые, западные «партнёры», а им, как известно, Россия нужна только в качестве сырьевого придатка. Вот и внедряют всевозможные «новшества» с систему обучения.

Думаю, что в недалёком будущем, когда придёт осознание в масштабах утраченного, новые предприниматели будут ставить иные задачи системе подготовки кадров и начнётся развитие в данной области, либо человечество вынуждено будет отдать все производственные процессы роботам, что, вероятно, тоже может быть не так уж и плохо.

Как говориться: поживём — увидим.

Если статья была интересной, прошу оценить её по пятибалльной звёздочной системе, оставить комментарии и поделиться данным материалом в соцсетях, по значкам в нижней части статьи.

Много интересного в наших социальных сетях, заходи по значкам:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.