5
(17)
Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

Сегодня речь пойдёт о такой важной составляющей, как логистика. Данный вопрос не менее важен, чем подбор самого оборудования производства. Ряд предприятий, неучевшие фактор логистической составляющей на ценообразование готовой продукции, вынуждены были прекратить свою деятельность и распродать активы.

Почему столь важен данный вопрос?

Логистика определяет принципы управления организационной составляющей совместной деятельности всех функциональных подразделений предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья через производственную цепочку предприятия к конечным потребителям. Это процесс управления доставки, движения, хранения сырья и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю, а также рациональное размещение остатков на территории предприятия, обеспечивающее минимальное перемещение от складского хранения на передел.

Как видим из хемы, информационный поток тесно взаимосвязан с материальным потоком (физическим перемещением). Соответственно, перед начальной организацией логистической схемы предприятия, требуется детальная проработка ряда вопросов таких, как:

  • источник сырьевой базы. В идеале ставить производство непосредственно с источником сырья, но если таковое не возможно, по ряду причин, то детальная проработка, считаю, должна отталкиваться от того факта, что расстояние более 50 км., сводит рентабельность производства к 0 или, в некоторых случаях, делает его убыточным;
  • аренда или приобретение транспорта, приспособленного под максимальный объём перевозимого материала, а лучше — универсального, приспособленного и под перевозку готовой продукции;
  • налоговая составляющая;
  • стоимость заправочных материалов, ЗИП. Тенденции роста;
  • ценовая политика сырья. В большинстве случаев, для пеллетного или брикетного производств, сырьём является отходы предыдущих производств, которые готовы отдавать даром, закрывая свои вопросы по обязательной утилизации. Но, не всегда бывает так и требуется понимание долгосрочности, качества, объёмов и расположение источника сырья.

Когда вопрос с сырьевой базой просчитан и имеется чёткое понимание рентабельности производства, то пора переходить непосредственно к организации логистической схемы внутри предприятия. А это означает лишь одно: расположение участков производственного цикла должны размещаться таким образом, чтоб минимально задействовать транспортную составляющую внутрицехового перемещения. Идеальная схема: подача сырья на технологию, а затем, только складская логистика готовой продукции.

Внутризаводская логистика предполагает под собой создание схемы размещения и проездов по территории предприятия. Транспорт не должен мешать процессу производства, загрязнять атмосферу выбросами газов в рабочей зоне персонала, иметь длинные маршруты по территории, портить оборудование и тару, оставлять просыпи материала, затруднять движение. Процессы движения должны быть синхронны с производством, либо паралельно задействованы.

Разберём складскую составляющую процесса производства.

Склад сырья должен отвечать требованиям «безукоризненного» хранения сырья. Площадка должна быть чистой и обеспечить объем хранения материала, рассчитанного на трёхсуточное непрерывное производство продукции. Также, в ряде случаев, имеется необходимость разделения сырья по классам и сортности. Всё зависит от направленности предприятия по рынку сбыта, требования к продукции.

В случае, когда применяется «разношерстное» сырьё, требуется дополнительная площадка смешения и подготовки материала на технологию. В данном месте, после произведенных расчетов, технологом производства, выдаётся задание на пропорцию соотношений того или иного материала, находящегося на складских площадях сырья. С данной площадки материал может подаваться только на технологию, а следовательно, должна исключаться возможность посторонних примесей и включений.

Склад деталей должен иметь площадь, позволяющую хранить первоочередный объём ЗИПа для производства, иметь чёткое разделение материалов, проходы и проезды должны отвечать требованиям складских площадей, вестись полный учет и поддерживаться неснижаемый запас деталей и расходников на технологию. Это, по большей части, «епархия» главного инженера производства, или механика (как организована структура), но учет и отчётность ведет, конечно же кладовщик.

Заполняя таблицы с поступлением и реализацией (выдача материла), подведя, так называемый дебет с кредитом, рядом должна быть колонка со значениями минимального количества объёма того или иного материала, деталей, частей. Эти данные беруться из расчетов, либо полученные эмпирическим (опытным) путём. Важно не упустить такую составляющую, как контроль и учёт, иначе можно получить непредвиденный простой по одной из позиций передела.

Склад готовой продукции, это безусловно самое приятное место. Там хранится результат производства за определённый промежуток времени. Главная задача данной логистической составляющей это сохранность продукции в качественном состоянии на промежутке от производства до отгрузки потребителю. Соответственно, складская площадь должна иметь территорию, способную принять на хранение достаточный объем продукции, для обеспечения потребности покупателя. Также должна быть оборудована площадка расстановки транспорта с возможностью загрузки всеми возможными способами: фронтальным, боковыми, с пандуса и пр. Даже, иногда, приходиться производить отгрузку через верхнюю часть транспортного средства. Соответственно, рассчитывать площадь необходимо по учёту вышеперечисленных факторов, но, в тоже время не следует раздувать территорию создавая дальние дистанции перемещения (транспортировки).

В ряде случаев, может возникнуть необходимость в промежуточном хранении готовой продукции, так называемые перевалочные базы, но это уже отдельная часть договорных отношений с потребителем. Кто на себя берёт расходы на содержание и как это отразится на ценовой политике? обговаривается непосредственно перед подписанием договора с клиентом.

На этом, думаю, разобрались с такой важной деталью производства, как логистическая составляющая.

Если статья была интересной, то не забываем ставить оценку, оставлять комментарии и делиться ею в соцсетях, по значкам в нижней части статьи.

Много интересного в наших социальных сетях, заходи по значкам:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 17

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.