4.9
(7)
Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Вот мы плавно подходим к завершению процесса обучения по профессии «Оператор линии гранулирования». Как его завершить, закрепив те знания, которые были вложены в обучаемых? Рассмотрим возможные варианты.

  • Параметры готовой продукции. Виды несоответствия. Возможные решения по недопущению отклонений.

Опытный оператор, визуально анализируя состояние готового продукта, способен рассказать про весь технологический процесс от начала цепочки — подготовки сырья, до фасовки. Для него отобранный образец не только продукт, а ещё и фотография производственного процесса. Но, это опытный оператор. А что делать с учеником? Как достичь такого мастерства?

Считаю, что в первую очередь необходимо получить лабораторные показатели качества продукции и, при положительном результате, отобрать образцы для визуального и тактического изучения обучаемому персоналу. Каждый должен не только визуально запомнить качественное состояние продукта, но и по тактильным, а также портативными мерительными приспособлениями оперативно свериться с образцом. В дальнейшем эта процедура упроститься до визуальной и тактической, но на первом этапе необходимо систематизировать процесс контроля качества.

На что обращает внимание оператор?

У гранулы хорошего качества ровная и глянцевая поверхность. Края облома ровные и без разрывав. На грануле не должно быть, сколов и продольных трещин. Такое состояние обеспечивается соблюдением технологии подготовки материала и правильной настройкой прессующего узла.

Наиболее востребованный диаметр гранулы, по древесине, составляет 6, 8, 10 мм. Длина гранулы 3,15-40 мм.

Насыпная плотность 600-750 кг/м3. Влажность менее 10%. Объём несгранулированного материала (пыли) от 0,5% (мелкофасованная продукция) до 1% (фасовка в Биг-Бег). Зольность 0,7 — 3%, по заявленным параметрам по стандарту. Температура гранул, перед фасовкой, не более 40ºС. Количество примесей, не более 2%.

Для получения качественной гранулы требуется подготовить сырьё фракционным составом на 1-2 мм меньше диаметра фильеры, влажность материала должна быть до 14%, прессующий узел подведен на зазор между вальцом и матрицей (протектор и трек) от 0,3 до 0,7 мм. Прессующий узел прогрет и выведен на максимальную производительность по номиналу токовой нагрузки.

  •  Инструктаж по безопасности труда и ознакомление с производством.

После завершения этапа теоретического обучения необходимо переходить к практическим занятиям. Важно, перед началом практического обучения, новым сотрудникам провести инструктаж-обучение. Все действия обучающегося должны контролироваться наставником по производственному обучению, за которым закрепляется ученик на весь период практических занятий.

На что необходимо обратить внимание при инструктаже?

Общий инструктаж по безопасности труда, пожарной и электробезопасности.

Ознакомление с цехом, участком, отделениями цеха. Ознакомление с рабочим местом и работой оператора. Инструктаж по безопасности труда на рабочем месте оператора.

  Ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка.

Ознакомление с квалификационной характеристикой оператора линии гранулирования и программой производственного обучения.

Вся ознакомительная работа и инструктажи должны быть зафиксированы в журналах, под роспись в ознакомлении. Ответственность за свои действия по сохранности здоровья и целостности оборудования должна не только возлагаться на нового сотрудника, но осознаваться им в полном объёме.

  • Освоение работ, выполняемых оператором линии.

По завершению общих инструктажей следует переходить в профессиональной деятельности. Что должен знать оператор?

Каждый оператор должен выполнять свои обязанности в полном объёме, быть внимательным и находиться на шаг впереди технологического процесса, понимать все тонкости изменений и просчитывать последствия корректировок. Для этого ему необходимы знания и получить навыки такие, как:

  • Работа на производственной линии: запуск, вывод на режим, ведение процесса, останов.
  • Наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов.
  • Регулирование технологического режима.
  • Обеспечение синхронности циклов производства.
  • Предотвращение и устранение причины отклонения от нормального технологического режима.
  • Контроль качества готовой продукции.
  • Уборка рабочего места.
  • Заполнение ежедневной отчетности.
  • Мелкий ремонт на линии.
  • Приемка сырья.

Освоение данного материала позволит грамотно и спокойно управлять технологическим процессом, вносить необходимые корректировки при отклонениях, заблаговременно предотвращать аварийные ситуации.

В процессе обучения, для анализа освоения данных, необходимо вести аттестационный лист, в котором отображены темы, дата, количество часов и роспись обучаемого в получении необходимых знаний.

При недостаточном освоении материала, оператору необходимо пройти повторное обучение по той части программы, в которой возникли сомнения.

  • Самостоятельное выполнение работ оператором линии.

После получения всех необходимых знаний по технологическому процессу, безопасности труда при выполнении работ, оценке технического состояния оборудования, готовности его к работе, изучения паспортов и инструкций, под контролем наставника, обучаемого можно допустить к пробной, самостоятельной работе.

Самостоятельное выполнение работ оператора линии гранулирования с соблюдением технических и технологических условий процесса, а также требований квалификационной характеристики под наблюдением инструктора это получение готового продукта всей технологической цепочкой, самостоятельный анализ процесса производства, принятие и реализация правильных решений.

Закрепление и совершенствование ранее освоенных навыков. Освоение передовых методов труда.

Повышение производительности труда, улучшение качества продукции, ускорение процесса производства гранул.

Выполнение норм выработки.

  • Итоговая аттестация.

И вот, пройдя полный цикл обучения мы имеем на выходе почти готового к самостоятельной работе Оператора линии гранулирования. Почему почти? Потому, что осталось убедиться в его профессиональных навыках, проведя итоговую аттестацию.

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

Итоговая аттестация — завершающая стадия освоения программы производственного профессионального обучения, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены организацией, проводившей обучение, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Формой итоговой аттестации обучающихся является квалификационный экзамен. Квалификационный экзамен считается сданным при условии успешного выполнения квалификационной (пробной) работы и успешной сдачи экзамена по теоретической части программы.

Итогом аттестации является роспись сотрудника в протоколе, успешно прошедшего итоговую аттестацию и допущенного к самостоятельной работе.

05_isometric_bulb

Безусловно, процесс обучения в полном объёме достаточно сложная процедура, требующая капитальных вложений, но, ориентируясь на стабильный результат по объёму и качеству продукции, стабильной работе предприятия, снижение рисков и неоправданных простоев, это того стоит. Ведь постоянные затраты и потеря репутации может обойтись значительно дороже, чем экономия на профессиональной подготовке сотрудников. Хороший специалист, как хороший автомобиль, стоит хороших денег. И заполучить готового профессионала чрезвычайно сложная задача так, как кто понимает всю степень сложности решаемых задач и важность оперативного принятия правильного решения во внештатной ситуации, тот будет всеми силами удерживать штатного сотрудника для гарантированной работы производства.

Если статья была интересной, прошу поставить оценку по пятибалльной звёздочной системе, поделиться материалом в соцсетях, оставить комментарии и сделать запрос на раскрытие той или иной темы.

Благодарю за внимание!

Много интересного в наших социальных сетях, заходи по значкам:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.9 / 5. Количество оценок: 7

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.