В данной статье я буду опираться на свою рецензию по книге «Дао Toyota 14 принципов менеджмента ведущей компании мира» автора Джеффри Лайкера. Издательство Москва 2015 года.
За основу мировоззрения производственных процессов примем высказывание Лао-цзы (4-3 век до н.э.) «…Стремясь к малому, достигнешь многого…» (стр.11)
Рассмотрим пример системы «ноль дефектов», разработанную Сигео Синго, в которой предотвращение ошибок заложено в саму структуру процесса, где сам процесс препятствует нарушению технологии. (стр.13)
За основу примем два основных компонента Дао Toyota: непрерывное совершенствование и уважение к людям. (стр.16)
Рассматривая существующую модель на некоторых, продолжительно действующих производствах, через эту призму, возможно выделить два основных тезиса в сознании работника, мешающему осуществить данные компоненты, это укоренившееся сознание «так было всегда» и неудовлетворительное понимание самого процесса производства на каждой стадии (низкая квалификация специалистов). Эти причины, взаимодействующие друг с другом, не дают установиться культуре производства так, как только глубокие познания работника в своей сфере делает его «незаменимым» на своём месте и поднимает его авторитет и значимость в глазах коллег. Он начинает получать, помимо материального, ещё и эстетическое удовольствие от произведённой продукции. Понимание, что его бесценный опыт весьма востребован. А это не мало важный фактор, когда сотрудник с желанием приходит на работу и выполняет её с полной отдачей.
Для поворота в данном направлении, считаю, первоочередными действиями необходимо провести переформатирование сознания сотрудников, с разъяснением целей и задач, а также провести узконаправленное обучение по профессиям, восполняя недополученные знания работника. В дальнейшем, разработать и ввести систему обучения и адаптации вновь принятых сотрудников предприятия, что позволит новому работнику приступить к самостоятельной работе с определённого уровня квалификации.
Ожидаемый эффект от мероприятий: прогнозируемое увеличение производства и повышение качества продукции, без дополнительного инвестирования в оборудование и техпроцесс, а также снижения ряда затрат на энергоресурсы. Получение и удержание специалистов высокой квалификации. Зарождение рабочих династий.
Важно подметить, что японские компании, не искушенные в вопросах финансирования и маркетинга, а также, не являющиеся лидерами в ряде областей передовых технологий производства, занимают лидирующие позиции за счёт «встраивания качества» в процесс разработки и работают над ним на каждой стадии производственного процесса. (стр.18).
Рассматривая предприятие через призму ключевых 14-ти принципов дао Toyota, разделённых на четыре группы (стр.20), можно поставить основные цели производства:
- Философия долгосрочной перспективы. Уверенное удержание занятых позиций в выпускаемом сегменте продукции за счёт повышения качества. Поднятие репутации на новый уровень. Завоевание новых рынков сбыта за счёт расширения номенклатуры изделий.
- Правильный процесс дает правильные результаты. При минимальных затратах, ориентируясь на идеал, появятся новые возможности усовершенствования технологий. Появится здоровый азарт и высокий моральный дух. Возродится культура производства.
- Увеличение ценности организации путём развития сотрудников и партнёров. С появлением культуры производства, на каждом этапе производственного цикла, будут выявляться и оперативно решаться возникшие проблемы. Сотрудники почувствуют, что от них многое зависит и это будет стимулировать их профессиональный рост.
- Постоянное решение фундаментальных проблем стимулирует непрерывное обучение организации. При заводе возможно рассмотреть вариант создания учебного центра, в котором будут накапливаться и передаваться наработанные навыки и знания по всем переделам. Обучать высококвалифицированных специалистов без отрыва от производства. Обмениваться опытом с другими производствами.
Необходимо отметить, что данные решения возможно осуществить на имеющемся оборудовании, нацелившись на более эффективное его использование и устранение потерь на каждой стадии производственного процесса. Важно отметить, что в этом вопросе первоочерёдную роль играет приверженность руководства к формированию новой культуры, начиная с нуля. Какая должна быть его цель? Ориентируясь на долгосрочную перспективу, сформировать предприятие, которое будет создавать ценность для потребителей и общества. А это требует дальновидности и преемственности, а также продолжительный период времени, чтобы заложить фундамент для радикального преобразования производственной культуры организации (стр.366).
Свежие комментарии